1. Павел Бацылев — проект «Мобильный помощник по химии «Химии Х10»

Павел из города Старые Дороги Минской области. С отличием окончил учебу в средней школе №3. Затем поступил на механико-матемтический факультет Белорусского государственного университета на направление «Веб-программирование и интернет-технологии». Ещё будучи школьником, Павел являлся активным участником престижных конкурсов. Он финалист самой крупной в Восточной Европе Международной конференции «Mobile Optimized — 2015» и Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников «Instel ISEF — 2014», который проходил в Лос-Анджелесе. На счету энтузиаста победы в конкурсах такого уровня, как Республиканская конференция учащихся по информатике и Республиканский турнир юных физиков. Второе место занял молодой человек на конкурсе «BelSEF» (белорусский аналог конкурса «Instel ISEF», который выполняет роль регионального отбора). На Балтийском научно-инженерном конкурсе «Baltic SEF — 2014», работа Павла было удостоена диплома 3-й степени. За достижения в области науки молодой учёный получил денежную награду – «Intel Excellence in Computer Science Award» от корпорации Intel.

Как Ньютон открыл закон всемирного тяготения, увидев падающее дерево, так и Павел Бацылев придумал мобильное приложение, глядя на падающий учебник. Однажды он готовился к контрольной по химии, и вдруг в голове проскочила мысль: можно ли написать такой алгоритм, который будет самостоятельно решать расчётные задачи по химии? Тогда Павел и осознал, что сможет «научить» телефон решать задачи не только за себя, но и за других школьников. К тому же в интернете аналогов такой идеи не оказалось. Спустя время школьник, самостоятельно изучая язык программирования, создал свой уникальный проект «Мобильный помощник по химии «Химии Х10», который и отправил на участие в конкурсе «100 идей для Беларуси».

Разработка Павла позволяет справляться сразу с несколькими функциями: решает и объясняет любые химические задачи 6ез помощи интернета, имеет конвертер, «понимающий» любой введенный или сказанный текст. Приложение совмещает в себе калькулятор молярных масс лю6ых веществ, игру на скоростную расстановку коэффициентов в реакциях, таблицу Менделеева с информацией о каждом элементе, а также обладает такой функцией , как «защита от учителя на случай внезапной атаки». Но совсем необязательно, чтобы техника решала за тебя всю задачу, считает Павел, достаточно посмотреть первые шаги решения, чтобы уловить суть и продолжать решение самостоятельно. На создании «электронного решебника» Павел Бацылев не остановился. После конкурса он придумал и запустил пробную версию первого на просторах СНГ мобильного приложения для молодежи БРСМ на «роднай мове» — «У саюз з сябрамi», которое помогает пользователю определить местонахождение друзей а также вычислить расстояние , на котором они находятся друг от друга. Позже Павел презентовал приложение для студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь, аналогов которого до сих пор не было в СНГ (до этого проекта существовали мобильные расписания занятий). Он дополнил и усовершенствовал идею. С помощью нового приложения можно узнать не только расписание занятий, но и свежие новости Академии, пообщаться с ректором и даже предложить вузу свою идею. Кроме того, Павел coздал мобильное приложение «Выборы-2015», предоставляющее возможность ознакомиться с информацией о ходе избирательной кампании, а также получить ответы на часто задаваемые вопросы по выборам, узнать результат голосования.

Карьера молодого новатора П. Бацылева только начинается, но его уже называют белорусским Стивом Джобсом. Студент вместе со своим другом открыли компанию по производству приложений под названием «AppCrab». Старт взяли хороший и уже запустили более десяти образовательных приложений для американских школьников. Между тем сам программист говорит, что сделал только первый шaг в своей истории успеха.

  1. Денис Адамчик и Сергей Соломевич — проект «Биорассасывающиеся противоопухолевые препараты для локальной химиотерапии злокачественных новообразований Темодекс и Проспиделонг»

Денис Адамчик родом из деревни Озёры Гродненского района. В 2004 г. с золотой медалью окончил Озерскую среднюю школу, в 2009 г. – химический факультет Белорусского государственного университета, в 2014 – магистратуру и аспирантуру БГУ. В 2009-2016 гг. работал в учреждении Белорусского государственного университета «НИИ физико-химических проблем» в должности младшего научного сотрудника. Одновременно трудился в УП «Унитехпром БГУ»: младшим научным сотрудником (2009-2012), начальником службы лекарственных средств (2012-2014), заместителем директора по фармацевтической деятельности (2014-2016). С августа 2016 г. является начальником отдела контроля качества белорусской фармацевтической компании «Белалек».

Сергей Соломевич родился в городе Мозыре Гомельской области. В 2006 г. с золотой медалью окончил Озерскую среднюю школу Гродненской области, в 2011 г. – химический факультет Белорусского государственного университета. Затем окончил магистратуру и аспирантуру БГУ. На данный момент является научным сотрудником Белорусского госдарственного университета «НИИ физико-химических проблем», ведущим инженером-химиком УП «Унитехпром БГУ».

3a успехи в научной деятельности Денис дважды становился стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (2008 и 2010 гг.). Не раз занимал первые места на Республиканском конкурсе научных работ студентов и аспирантов ( 2007-2009 ). За участие в Республиканском конкурсе инновационных проектов в номинации «Лучший молодежный инновационный проект » в 2014 г., отмечен дипломом III степени. Является дипломантом Международного молодежного научного форума «Ломоносов — 2010», II Международной научно-практической конференции (2011) и Всероссийской научной конференции (2015). Сергей — лауреат и призер Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений в 2009-2011 гг., дипломант Международного молодежного научного форума «Ломоносов» в 2011 и 2013 гг., Всероссийской научной конференции с международным участием «II Байкальский материаловедческий форум».

Сергей и Денис — не только земляки и коллеги, выпускники Озерской средней школы Гродненского района и химического факультета БГУ, но и 6paтья по науке. Ребята на протяжении нескольких лет работали вместе в Научно-исследовательском институте физико-химических проблем Белорусского государственного университета. К созданию сместного проекта молодые учёные пришли, озаботясь серьезным недостатком, который присутствовал в традиционной схеме лечения онкологических больных. Дело в том, активное вещество противоопухолевого препарата не доставлялось целенаправленно к пораженному органу, а также чересчур быстро выводилось из организма. Решение данной проблемы ученые нашли в лаборатории сруктурно-химической модификации полисахаридов  лекарственных средств. В результате на конкурсе «100 идей для Беларуси» они представили проект по внедрению белорусских препаратов для лечения онкологических заболеваний головного мозга и желудка , мочевого пузыря и кишечника «Биорассасывающиеся противоопухолевые препараты для локальной химиотерапии злокачественных новообразований Темодекс и Проспиделонг».

  1. Никита Заболоцкий —  проект «Зеркало 3D»

Никита родом из города Жодино Минской области. Из-за частых переездов семьи юноша сменил четыре школы, а на данный момент является студентом факультета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета. В школьные годы Н. Заболоцкий принимал активное участие в научно-практических конференциях по обществоведению и 6иологии, в конкурсах по математике, информатике и физике. Он является дипломантом Республиканских конкурса инновационных проектов в номинации «Лучший молодежный инновационный проект», стартап-ивента «Startup weekend», конкурса государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь , молодежного инновационного форума в сфере IT — «MentorDay2».

В возрасте 18 лет Никита сумел стать одним из разра6отчиков перспективногo проекта «Зеркало 3D».  Программный продукт предназначен для организации интерактивной рекламы, увеличения продаж и анализа статистики поведения покупателя в салонах магазинов и торговых залах.

«Продающий экран» молодой человек начал создавать еще будучи учеником средней школы при поддержке своей матери Елены Заболоцкой. Он уже тогда увлекался программированием, а сама идея пришла во время очередного похода в магазин, когда хотелось избежать излишнего внимания консультантов и возник вопрос: возможно ли сгладить некоторые трудности в отношениях между покупателями и продавцами? Идеальным решением стало создание так называемого виртуального консультанта.

Никита и eгo команда «научили» интерактивный экран здороваться, вежливо заводить разговор, распознавать движения и взгляды покупателя подстраиваться под его настроение. Система видит собеседника, распознает фигуру, жесты и некоторые другие детали при помощи камер, установленных на мониторе. Внутренние алгоритмы нейронных сетей позволяют анализировать полученную информацию и генерировать ответную реакцию. Однако дело не только в качественном языке программирования. В проекте, основанном на невербальном «отзеркаливании поведения человека» , заложены результата скрупулезного изучения многих разделов психологии. Система рассчитана на то, чтобы создать каждому покупателю позитивное настроение при помощи мультяшного героя, который пытается найти с ним общий язык.

 

  1. Иван Клечковский и Сабина Рабцевич — мультимедийный проект «Школьный эксперимент»

Иван Клечковский и Сабина Рабцевич учились в Плисской средней школе имени В.А. Микулича Смолевичского района Минской области. Иван в школьные годы увлекался математикой и физикой. Он является неоднократным участником областных и республиканских конкурсов, олимпиад, научных конференций. На данный момент учится в Институте журналистики Белорусского государственного университета.

Сабина в 6 лет начала профессионально заниматься пением. Девушка является неоднократной участницей престижных вокальных конкурсов. Из последних достижений – победа в международном конкурсе-фестивале хореографического искусства «Ялтинский берег».

Александр Рубанов родом из Смолевичскогo района. В 2011 г. окончил Белорусский педагогический университет имени М. Танка. Работает учителем информатики в Плисской средней школе имени В.А. Микулича. Плисская школа, расположенная в агрогородке Октябрьский Смолевичского района, известна далеко за пределами района тем, что ее ученики делают отличное школьное интернет-телевидение. Они берут интервью, переводят англоязычные научно-популярные ролики, снимают познавательные программы. Среди последних «теленовшеств» юных журналистов –видеоинструкции к лабораторным работам по физике. Мультимедийный проект «Школьный эксперимент» появился 6лагодаря инициативе учителя информатики Александра Рубанова и креативному подходу к учебному процессу школьников Ивана Клечковского и Сабины Рабцевич. Теперь процесс усвоения школьного материала по физике стал более простым и доступным. Ученики вместе с учителем проводят лабораторную работу, снимают ее на видео, комментируя, что и как делается. После этого любой школьник может посмотреть данный видеоматериал и выполнить лабораторное задание самостоятельно. Пока в приложении 9 лабораторных работ для 6-го класса и 2 отдельных школьных эксперимента. По словам учителя информатики, объяснение учебного материала занимает довольно много времени, не говоря о том, сколько на это тратится сил. Стремясь решить проблему, молодой преподаватель нашел альтернативный способ подачи информации ученикам через видео. Реализация данного проекта способствует развитию познавательных способностей учащихся, формированию пространственного мышления, повышению интереса к предмету, а также даёт возможность задействовать в образовательном процессе гаджеты учеников на базе операционной системы Android.

На сьемку одного ролика уходит около 2 часов. Кроме лабораторных работ по физике (кстати, в дальнейшем планируется добавить химию и другие предметы), «Школьный эксперимент» включает в себя и такой интересный раздел, как демонстрация. Здесь представлены различные зрелищные эксперименты, которые сможет повторить абсолютно любой желающий в домашних условиях. Видеоролики размещаются на сайте школьного телевидения — tv.plica.by и на Youtube-канале Плисской школы, Поучаствовать в «Школьном эксперименте» может каждый ученик или преподаватель, скачав приложение на свое мобильное устройство в системе GooglePlayMarket.

  1. Елена Куранова — проект «Капсула для восстановления биологического потенциала организма человека»

Минчанка Елена Куранова после окончания 9 классов средней школы №73 поступила в Минский государственный торговый колледж на специальность «Техник-технолог производства пищевой продукции». В 2014 г. стала студенткой экономического факультета Белорусского государственного университета, обучаясь по специальност «Финансы и кредит». На данный момент учится в университете и параллельно работает тренером по восточным единоборствам. Елена – неоднократный призёр чемпионата Республики Беларусь и международных турниров по карате, а также является мастером спорта по данной дисциплине. Признается, что увлечение японским боевым искусством и его философией позволило воспитать в себе волевой характер.

Будучи сторонницей здорового образа жизни, Е. Куранова предложила на конкурсе «100 идей для Беларуси» «Чудо — капсулу для восстановления биологического потенциала организма человека». Девушка говорит, что проект родился ввиду огромной внутренней потребности принести пользу обществу. Идея пришла спонтанно, когда уставшая после тренировки Елена рассуждала о том, что человеку порой бывает просто необходим где-нибудь передохнуть, не заходя, домой. Например в боксах, которые популярны сейчас за рубежом. Правда, стоит это стоит дорого — от 12 до 60 тысяч долларов. Минская энтузиастка решила создать прототип релаксационной комнаты, только 6олее практичной и экономичный. С разработкой проекта помогал научный руководитель, специалист по информационным технологиям Павел Кожич.

Внешне релакс-камера Елены Курановой представляет собой небольшой шумоизолированный бокс, созданный из легкого пористого материала керамзит , который получают путем обжига глины или глиняного сланца. Мини-комната позволит человеку в течение получаса восстановиться после напряженного рабочего дня. Здесь можно измерить давление и пульс, выпить чистой воды, насладиться световой музыкой. В бокс подается воздух, обогащенный кислородом. Предусмотрена возможность подключения к бесплатному интернету. При желании капсулу можно дополнить устройством ароматизации воздуха, оживить световыми эффектами, поместить в неё телевизор. Вес одного бокса не превысит 10-15 килограммов, что значительно меньше, чем у заграничных образцов. В этой связи камер убудет проще перевозить и устанавливать на новом месте.

В перспективе предполагается, что капсулы будут установлены в многолюдных местах, в том числе в супермаркетах и городских парках. Автор проекта считает, что такая форма отдыха особенно актуальна для студентов, которые в перерывах между занятиями смогут оздоровиться, а одна из функций бокса помогает им прослушать лекцию. Также релакс-камеры можно использовать для людей с ослабленным здоровьем.

После участия в конкурсе «100 идей для Беларуси» у проекта появилось несколько потенциальных инвесторов из Беларуси и Венгрии. Студентка выбрала предложение инвестора из Минска. На данный момент уже просчитан экономический эффект и сроки окупаемости разработки.